Бюрократия хуже терроризма
Усиление регулирования в банковской сфере, согласно данным PricewaterHouse ( PwC ), наиболее опасный риск, которому подвержены российские кредитные организации. Чрезмерное регулирование истощает ресурсы банков, способствует развитию бюрократии и создает у них ложное ощущение безопасности.
В исследовании рисков в банковском секторе «Грабли» ( Banana Skins ), проведенном PwC, приняли участие 440 банкиров в 54 странах мира, включая Россию. Согласно данным PwC, наиболее опасным риском для кредитных организаций является усиление контроля со стороны регулирующих органов. «В частности, это высокие затраты на соблюдение требований законодательства, серьезные последствия несоблюдения этих требований, вытеснение мелких банков с рынка и снижение привлекательности банков для клиентов», — говорит глава отдела по предоставлению услуг банкам и финансовым учреждениям компании PwC в России Рик Манн.
В число других значимых рисков, как и в прошлом году, вошли кредитный риск (вторая позиция) и производные финансовые инструменты (четвертая позиция). Третьими по значимости оказались риски, связанные с недостатком систем корпоративного управления в банках: продолжающиеся корпоративные скандалы подняли этот риск в рейтинге с восьмого места. В числе быстрорастущих рисков — фонды хеджирования (пятое место) и мошенничество (шестое место), а также валютный риск, вызванный нынешней слабостью американского доллара (седьмое место). Волнения, связанные с макроэкономическими тенденциями в целом, в нынешнем году, напротив, улеглись: этот риск переместился с третьей на десятую позицию. Также резко снизились опасения политических потрясений и атак террористов: соответствующий риск переместился с пятой на девятнадцатую позицию.
Интересно отметить, что российские банки почти во всем солидарны с западными кредитными организациями: семь из десяти самых серьезных рисков для западных банкиров актуальны и для нас. Так, мнения российских банкиров совпадают с мнением зарубежных коллег по оценке значимости рисков излишнего регулирования (первая позиция) и корпоративного управления (третья позиция). Среди прочих рисков, актуальных как для России, так и для других стран, — производные финансовые инструменты, кредитные риски, высокая зависимость финансового сектора от технологий и валютные риски.
Впрочем, есть и существенные различия во мнениях, связанные со спецификой банковского сектора в России.
Например, второе место в России занял риск, связанный с несовершенством методов управления рисками. В мировом рейтинге он занимает девятое место. «Российский банковский сектор еще во многом отстает от банковских секторов сложившихся западных рынков, где большая работа в области управления рисками, проделанная в последние годы, уже сегодня приносит свои плоды в виде более высокого уровня осведомленности и более эффективных систем контроля», — считает партнер отдела по управлению эффективностью бизнеса в московском офисе PwC Филипп Гаджин. Кроме того, в десятку наиболее серьезных «российских» рисков попал фондовый риск, что объясняется большей волатильностью российского рынка, а также риск операций, связанных с «отмыванием» денег.
А вот риск мошенничества в России стоит едва ли не на последнем месте, в то время как в мире он занимает шестую позицию. Эксперты PwC объясняют это явление тем, что «на Западе фактически каждая вторая финансовая организация сталкивается с мошенничеством, при этом мошенничества в России представляются неминуемыми «издержками» ведения бизнеса и не рассматриваются как какой-то особенный риск».
Аналитики PwC приходят к неутешительному выводу: способность банков эффективно управлять рисками в этом году снизилась: только 57% опрошенных заявили, что банки относительно хорошо или хорошо подготовлены к рискам, по сравнению с 69% в прошлом году.
|